ЛЕКЦИЯ 3. Основные направления деятельности в РФ по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

 

Международный комитет по контролю над наркотиками ООН, Управление ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности.

Управление ООН по наркотикам и преступности (ЮНОДК или УНП ООН; англ. UNODC от United Nations Office on Drugs and Crime) — подразделение ООН, занимающееся борьбой с незаконным оборотом наркотиков, оружия, организованной преступностью, торговлей людьми и международным терроризмом.

Штаб-квартира УНП ООН находится в Вене в Венском международном центре, наряду с такими организациями, как МАГАТЭ, Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) и другими.

Управление было основано в 1997 году в результате слияния Программы ООН по контролю за наркотиками и Центра по предотвращению международной преступности. ЮНОДК действует по всему миру через сеть региональных отделений.

Организационная структура

По всему миру функционирует 21 региональное отделение, охватывая около 150 стран. Всего в Управлении работает около 1500 человек.

Сферы деятельности

·  Организованная преступность и незаконная торговля. ЮНОДК помогает правительствам реагировать на нестабильность и угрозы безопасности из-за таких преступлений, как торговля людьми, контрабанда наркотиков, оружия, природных ресурсов и поддельных товаров. Также Управление борется с новыми видами преступлений, таких как киберпреступления, контрабанда культурных памятников и экологические преступления.

·  Коррупция. ЮНОДК сотрудничает с общественными и частными организациями и гражданским обществом, чтобы ослабить влияние коррумпированных лиц на правительство, национальные границы и торговые каналы.

·  Предотвращение преступлений и реформа уголовной юстиции. ЮНОДК поощряет использование тренировочных руководств, применение правил поведения, стандартов и норм, чтобы гарантировать, что обвиняемый, виновный и жертва преступления могут рассчитывать на справедливость уголовной юстиции, которая основывается на принципах прав человека. Верховенство права также должно придавать гражданам уверенность в эффективности судов и гуманности тюрем.

·  Предотвращение злоупотребления наркотиками и здоровье. Путём образовательных кампаний и основываясь на научных фактах, ЮНОДК пытается убеждать молодежь не принимать наркотики, наркозависимых лиц искать способы лечения, а государства рассматривать наркотики не как преступление, а как проблему здоровья.

·  Предотвращение терроризма. В этом направлении ЮНОДК применяет программный подход, который подразумевает долгосрочную, адаптированную помощь органам, вовлеченным в расследование дел, связанных с терроризмом.

Финансирование

Бюджет ЮНОДК на 90 % состоит из добровольных взносов правительств стран-участниц.

Сводный бюджет ЮНОДК на двухгодичный период 2010—2011 годы составил 468,3 млн $, включая 42,6 млн $ (9,1 %) из регулярного бюджета ООН. Заложенные в бюджет добровольные взносы составили 425,7 млн $, из которых 273,2 млн $ (64,2 %) пошли на программу по наркотикам, а 152,5 млн $ (35,58 %) — на программу по преступности.

Добровольные взносы на деятельность ЮНОДК вносят правительства государств-членов ООН, целевые фонды с участием многих доноров, межправительственные организации, международные финансовые учреждения и частные доноры.

 

 

История правового регулирования противодействия незаконному обороту наркотиков, международные соглашения по противодействию незаконному обороту и злоупотреблению наркотическими средствами, участником которых является РФ.

Правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров регламентируется международными договорами (Единая конвенция о наркотических средствах 1961 года, Конвенция о психотропных веществах 1971 г., Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота НС и ПВ 1988 года) и законодательством Российской Федерации. Законодательство РФ о наркотических средствах, психотропных веществах и их прекурсорах включает федеральные законы и подзаконные акты – постановления и распоряжения Правительства РФ.

Частью первой статьи 7 федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что правовое регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы государственной власти. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (статья 11 Конституции РФ).

Производство наркотических средств и порядок их использования находится в ведении Российской Федерации (статья 71 Конституции РФ).

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также органы, специально уполномоченные на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, в пределах своей компетенции организуют исполнение законодательства Российской Федерации о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах.

Негосударственные организации и объединения не вправе осуществлять регулирование деятельности в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

В целом законодательствоРоссийской Федерации в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ регламентируется 6 федеральными законами и более чем 70 подзаконными актами (31 постановление Правительства Российской Федерации и более 40 приказов федеральных орга- нов исполнительной власти).

Базовыми нормативно правовыми актами, формирующими законодательство являются:

Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»

Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"

Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в ред. от 29.12.2015 г.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 28.11.2015)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.12.2015)

Постановления Правительства РФ:

–               от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации";

–               от 22 июня 2009 г. N 508 "Об установлении государственных квот на наркотические средства и психотропные ве щества";

–               от 6 августа 1998 г. N 892 "Об утверждении Правил допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами".

–               от 22 декабря 2011 г. N 1085 «О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений»,

–               от 4 ноября 2006 г. N 644 "О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров",

–               от 12 июня 2008 г. N 449 "О порядке перевозки наркотических средств и психотропных веществ на территории Российской Федерации, а также оформления необходимых для этого документов".

–               от 31декабря 2009 N 1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" и др.

Частью первой статьи 6 федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» установлено, что в целях осуществления государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации уполномочивает специально образованные федеральные органы или иные федеральные органы исполнительной власти на решение задач в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их пре курсоров. Специально образованным федеральным органом в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации является Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России). Наряду с ФСКН России над организацией исполнения требований и норм федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» работают другие федеральные органы исполнительной власти – МВД России, Минздрав России, Минпром- торг России и другие, а также органы исполнительной власти субъектов РФ.

Ведущим федеральным органом в сфере легального обо- рота наркотических средств и психотропных веществ, пред- назначенных для медицинского применения, является Министерство здравоохранения Российской Федерации. Задачи и полномочия Минздрава России установлены Положением о Министерстве здравоохранения РФ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2012 г. N 608 в ред. От 09.08.13 г.

В соответствии с указанным постановлением применительно к использованию наркотических средств и психотропных веществ, в медицинских целях Минздрав России утверждает:

· порядок медицинского наблюдения и учета больных наркоманией (по согласованию с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Российской Федерации); (п. 5.2.57)

· порядок проведения медицинского психиатрического освидетельствования (п. 5.2.71);

· правила отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов для медицинского применения, лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих наркотические средства и психотропные вещества (по согласованию с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков); (п.5.2.165)

· нормативы для расчета потребности в наркотических и психотропных лекарственных средствах, предназначенных для медицинского применения (п. 5.2.166);

· специальные требования к условиям хранения наркоти- ческих и психотропных лекарственных средств, предназначен- ных для медицинского применения (п. 5.2.167);

· предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, в отношении которых могут исключаться некоторые меры контроля (п. 5.2.175);

· перечни должностей медицинских и фармацевтических работников, а также организаций и учреждений, которым пре- доставлено право отпуска наркотических средств и психотропных веществ физическим лицам (по согласованию с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (п. 5.2.176);

· максимальные сроки назначения конкретных наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также количество наркотических средств или психотропных веществ, которое может быть выписано в одном рецепте (п.5.2.177);

· формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядок их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правила оформления (по согласованию с Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (п. 5.2.178.);

· порядок и условия использования наркотических средств и психотропных веществ в медицинских целях (п.5.2.180);

· порядок проведения предварительного и периодического медицинских осмотров, порядок проведения профилактического медицинского осмотра (п.5.2.53).

В соответствии с Законом «О наркотических средствах и психотропных веществах» деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ может осуществлять юридическое лицо (ст. 48 ГК РФ) которое подлежит государственной регистрации и внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (ст. 51 ГК РФ). В состав руководителей юридического лица, осуществляющего деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, должен входить специалист, имеющий соответствующую профессиональную подготовку.

Это может быть гражданин, имеющий определенную специальность (провизора, фармацевта, врача, среднего медицинского персонала, научных сотрудников, инженерно-технических работников), среднее профессиональное, высшее профессиональное, дополнительное профессиональное образование и (или) специальную подготовку в сфере деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, соответствующие требованиям и характеру выполняемой работы (пункт 5, абзац «ч» постановления Правительства РФ от 22.12.2011 . № 1085 в ред. от 06.08.2015 г.)

В соответствии с пунктом 3 статьи 10 федерального закона «О наркотических средствах психотропных веществах» юридическое лицо может осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, при наличии следующих документов:

· сертификат специалиста, подтверждающий соответствующую профессиональную подготовку руководителя юридического лица или руководителя соответствующего подразделения юридического лица;

· заключение органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны;

· выданные медицинскими организациями государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Минздравом Рос- сии, по согласованию с федеральным органом исполни- тельной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ справки об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими трудовыми обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, заболеваний наркоманией, токсикоманией, хроническим алкоголизмом;

· заключения органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации.

 

 


Последнее изменение: Среда, 5 октября 2022, 15:21